Решение вопросов о возможности оборота земельных участков на территории нацпарков и придании статуса населенных пунктов лесным поселкам на Байкале – в планах Госдумы на осеннюю сессию

Как отметил в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, пандемия COVID-19 не повлияла на эффективность работы нижней палаты парламента и ее комитетов: возглавляемый им комитет, например, в ходе весенней сессии провел 30 заседаний (многие – в онлайн-режиме) и рассмотрел 94 законопроекта.

В рамках предстоящей осенней сессии комитет планирует сосредоточиться в первую очередь на инициативах в сфере природопользования. Одна из важнейших – о возможности оборота земельных участков, которые находятся на территории населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национальных парков (соответствующий законопроект1 был внесен в Госдуму 17 июня). Действующим регулированием установлено, что земельные участки в границах нацпарков находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению, но при этом допускается наличие на территории нацпарков земельных участков иных пользователей и собственников (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях«; далее – закон об ООПТ). В зоне хозяйственного назначения возможно осуществление деятельности по обеспечению функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, которое управляет национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории парка, но при этом предоставление последним участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного или гаражного строительства не допускается (подп. «д» п. 1подп. «г» п. 2 ст. 15 закона об ООПТподп. 1 п. 7 ст. 95 Земельного кодекса). В результате такие граждане – в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в составе 27 национальных парков (всего их на сегодняшний день 63) существует 923 населенных пункта, в которых проживает почти 371 тыс. человек, – находятся в ущемленном по сравнению с жителями других территорий России положении, считают разработчики законопроекта. В целях устранения данной несправедливости и предлагается установить, что земельные участки в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национальных парков, в отношении которых не может быть установлено иных – не связанных с вхождением в состав земель ООПТ – ограничений, не изымаются из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ или муниципалитетов при условии, что сведения о границах соответствующих населенных пунктов внесены в ЕГРН. А переданные в региональную или муниципальную собственность земельные участки смогут в свою очередь предоставляться для ведения садоводства и огородничества, а также осуществления индивидуального жилищного или гаражного строительства.

Помимо этого, законопроектом предлагается закрепить процедуру изменения границ национальных парков и исправления технических ошибок, допущенных при определении таких границ. Планируется, что соответствующие корректировки будут происходить на основании решений Правительства РФ, принимаемых по представлениям уполномоченного кабинетом министров федерального органа исполнительной власти. Именно в таком порядке происходит в настоящее время создание нацпарков и расширение их территорий (ст. 14 закона об ООПТ). При этом предполагается, что все предложения об изменении границ, исправлении допущенных при их установлении ошибок, а также о расширении территорий национальных парков должны будут рассматриваться на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых предстоит определить правительству.

В ходе осенней сессии может быть устранена и существующая неопределенность правового статуса так называемых лесных поселков в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Речь идет о поселениях, возникших из созданных до 1 января 2007 года для заготовки древесины вахтовых и иных временных поселков в границах земель лесного фонда. Процедура образования населенных пунктов из таких лесных поселков установлена (ч. 11 ст. 15ч. 20-26 ст. 24 Градостроительного кодекса), но на практике сделать это невозможно, так как согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода в земли ООПТ. Подготовленным Минприроды России законопроектом № 922421-7 (принят в первом чтении 10 июня) предлагается предусмотреть исключение из этого правила и разрешить перевод таких земель лесного фонда в случае, когда границы населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, установлены документами территориального планирования. Таким образом, фактически занятые лесными поселками территории – как отмечается в материалах к законопроекту, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории расположено 11 таких поселков: 10 – на территории Республики Бурятия, один – в Иркутской области – станут землями населенных пунктов, что позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность их жителей.

Кроме того, продолжится рассмотрение законопроекта2, направленного на предотвращение проблем с наложением границ разных по своему статусу территорий, – о необходимости внесения сведений о границах биосферных полигонов в ЕГРН (в первом чтении принят 9 июля текущего года). Биосферные полигоны, напомним, могут создаваться на части территорий государственных природных заповедников или присоединяться к ним в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, апробирования методов рационального природопользования (п. 2 ст. 10 закона об ООПТ). При этом они не относятся ни к ООПТ, ни к зонам с особыми условиями использования территории, закрытые перечни которых установлены законодательно (ст. 2 закона об ООПТст. 105 Земельного кодекса РФ соответственно), и невнесение сведений об их границах в ЕГРН может привести к наложению территорий биосферных полигонов на земли иных категорий, полагает Николай Николаев (он является автором данного законопроекта). «Границы любых территорий, которые определяются у нас в стране, должны быть внесены в ЕГРН. Мы уже видели, к чему приводит отражение такой информации в разных базах, когда принимали закон о так называемой лесной амнистии: тогда выявилось около 300 тыс. наложений данных Государственного лесного реестра и ЕГРН. Только в Иркутской области было подано почти 30 тыс. исков против людей, десятилетиями живших на своей земле, выделенной им в советские времена в том числе, которая, как вдруг оказалось, попадает в лесные земли. Лучше сразу навести порядок: если появляется новое понятие, такое как биосферный полигон и вообще любая экологическая или какая-то техническая зона, нужно сразу открыто наносить все данные на единую карту», – подчеркнул депутат.

Помимо инициатив, предусматривающих корректировку регулирования природоохранных территорий (выше рассмотрены наиболее значимые из них), в ходе осенней сессии планируется также рассмотреть ряд предлагаемых поправок в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах«. На рассмотрении Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в настоящее время находится несколько соответствующих законопроектов, в том числе3:

  • о законодательном закреплении определения общераспространенных полезных ископаемых и перечня таковых (внесен в Госдуму 23 апреля 2020 года);
  • о стимулировании использования отходов недропользования, в том числе путем закрепления процедуры добычи полезных ископаемых и полезных компонентов из таких отходов и установления нулевой ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, из которых добываются полезные ископаемые и компоненты в соответствии с утвержденной проектной документацией на выполнение связанных с пользованием недрами работ, – в течение всего срока фактического проведения таких работ (принят в первом чтении 28 мая 2019 года);
  • об уточнении порядка пользования недрами: дополнении перечня оснований получения права пользования, возможности его предоставления единственному участнику соответствующего конкурса, уточнении прав пользователя недр на привлечение для проведения отдельных работ иных лиц, осуществление геологического изучения недр без получения дополнительных разрешений, а также обязанности по ликвидации и консервации горных выработок, скважин и объектов инфраструктуры, связанных с пользованием участком недр, и др. (принят в первом чтении 10 апреля 2018 года);
  • о конкретизации содержания лицензии на пользование недрами в зависимости от вида пользования и закреплении единого порядка выдачи таких лицензий и внесения в них изменений (в первом чтении принят 28 мая 2019 года).

http://www.garant.ru/news/1402624/